Вы здесь:  » Статьи  » Все статьи  » Занятость в сфере...
Занятость в сфере...

Занятость в сфере туристского сервиса в условиях постиндустриальной экономики

     В конце ХХ – начале XXI века коренным образом меняется мир, меняется мировое общество и его идеология. Уходят в прошлое ручной и полуручной труд, а вместе с этим сокращается численность рабочей силы, занятой на производстве, и ее удельный вес в обществе. И чем более экономически развита страна, тем ниже в ней доля занятых в производстве, поскольку последнее перемещается из крупных развитых стран в развивающиеся (где более дешевая рабочая сила и сырье). Сокращение численности работающих в сфере материального производства – знаковое явление новой эпохи. Значимость происходящих в современной экономике структурных сдвигов подтверждается анализом соотношения трех ее крупных секторов: первичного (добывающее производство и сельское хозяйство), вторичного (обрабатывающая промышленность) и третичного (сфера услуг). Доминирование каждого из них служит характерной чертой трех исторических эпох – доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной – и основой для классификации современных стран по этому признаку. Общественное производство различается в них не только своим продуктом, но и характером труда, объектами его приложения, источниками энергии, технологиями, всем типом социальной организации.
     По мнению Д. Белла, доиндустриальный тип включает в себя земледелие, извлечение полезных ископаемых, рыболовство, заготовку леса. Это «удел большей части стран Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, где этими видами деятельности занято 60 и более процентов рабочей силы» [1].
     Индустриальный тип, по Д. Беллу, представляет собой взаимодействие человека с искусственной природой, приложение труда людей к машинам для массового производства товаров. Он развился в странах Западной Европы, США, СССР и Японии.
     Наконец, постиндустриальный тип, возникающий в наиболее развитых странах, во все большей степени сводится к «взаимодействию людей друг с другом». Это общество, основанное на услугах, для него характерна деятельность, связанная с обработкой данных, управлением и информацией.
     Разграничение этих типов общественного производства условно, относительно. В основе его лежит, скорее, не отраслевой, а технологический принцип. Каждый тип содержал в себе компоненты предыдущего и создавал зачатки будущего. Переход от одного типа к другому означал не исчезновение, а коренное преобразование предыдущего. Вступление в постиндустриальную эпоху означает не только выдвижение на главную роль третичного сектора, но и изменение технологической базы и структуры, всего облика материального производства.
     Надо отметить, что отдельные компоненты третичного сектора (например, домашние и личные услуги) в зачаточном виде возникли задолго до наступления постиндустриальной эпохи. Постиндустриальные страны много внимания уделяют развитию финансово-банковских институтов, торговли и других сфер, где быстрее всего оборачивается капитал и извлекаются дивиденды. Поэтому в новой экономике возникает мощный комплекс отраслей, создающих широкий набор нематериальных благ и услуг, имеющих первостепенное значение для жизнедеятельности общества, его функционирования и развития.
     В. А. Медведев [2] выделяет в «третичном секторе» следующие основные блоки:

  • интеллектуальный (образование, научные исследования и разработки, информация);
  • культурный (литература и искусство, культурно-просветительская деятельность, туризм, индустрия досуга);
  • здравоохранительный (медицинское обслуживание, физкультура и спорт, рекреация, туризм, защита природы); коммуникационный (транспорт и связь); торговля и коммунально-бытовое обслуживание;
  • деловые услуги (финансово-банковские, страховые, консалтинговые, юридические и т.д.);
  • обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод человека.

     Международная Организация Труда при публикации данных по занятости использует Международную стандартную отраслевую классификацию (International Standard Industrial Classification — ISIC). Согласно этой классификации, к сфере услуг относятся оптовая и розничная торговля, рестораны, гостиницы, транспорт, складское хозяйство, связь, финансовые учреждения, страхование, операции с недвижимостью, деловые услуги, а также коммунальные, социальные и персональные услуги, входящие в разделы 6-9 (ISIC, 2-я редакция) или категории G-P (ISIC, 3-я редакция). Основное различие между этими двумя классификациями состоит в том, что третья редакция дает более подробную классификацию услуг. Однако некоторые страны, к числу которых принадлежит и Россия, предоставляют данные в соответствии с национальными классификациями, в которых определения отраслей отличаются от ISIC.
     Начавшийся переход к новому постиндустриальному обществу сопровождается перемещением большого количества трудовых ресурсов из производственного сектора в сферу услуг, в частности в туристскую отрасль. Если еще в 50-х годах прошлого века основное место в ВВП развитых стран занимала продукция отраслей материального производства (главным образом промышленности), то уже в начале 90-х годов доля нематериальных благ и услуг в ВВП выросла в США – до 70 %, в ЕС – до 63 % и в Японии – до 59 %. В современных постиндустриальных странах в производстве занято теперь всего около 20 – 25 % экономически активного населения, а в экономике большинства развивающихся стран все еще преобладают крестьяне и индустриальные рабочие [3].
     Сфера услуг весьма интенсивно развивается и в России. Приток занятых в сферу услуг в нашей стране происходит так же, как и в развитых странах: из аграрного и индустриального секторов экономики. За 1990 – 1998 гг. доля сферы услуг в производстве ВВП увеличилась с 32, 6 % до 52,7 %, а доля занятых выросла с 44,5 % до 55,8 %. Эта тенденция наблюдалась уже в середине 80-х гг. В 1980 г. в этих отраслях работали 31,5 млн. человек, что немного превысило численность занятых в промышленности и строительстве – 30,8 млн. человек (доли же занятых в этих сферах деятельности практически были равны – 42,1 % и 42,9 % соответственно). В конце 1990-х гг. сфера услуг являлась безусловным «лидером» в формировании занятости. В 1998 г. здесь трудились 35,5 млн. человек – более половины занятых в экономике [4]. В табл. 1 показано, что сфера услуг являлась единственным в экономике сектором, где было зафиксировано увеличение количества занятых в абсолютном выражении.

Изменение занятости по секторам экономики [5].


Примечание: Классификация отраслей по ОКОНХ.

     В современной экономике важной составляющей сферы услуг является туристская отрасль.
«Показатели занятости в туризме – очень важный индикатор для экономики, поскольку новые рабочие места в туриндустрии тянут целую цепочку и сильно стимулируют развитие связанных с туризмом отраслей – строительства, инфраструктуры и всего сектора услуг», - подчеркнул вице-президент Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) Ричард Миллер. По расчетам WTTC, 1 рабочее место в туристском секторе ведет к появлению не менее 20 рабочих мест в сопутствующих отраслях [6].
Стремительные темпы развития мирового туризма за последнее десятилетие приводят в течение каждых пяти лет к увеличению примерно в два раза количества персонала занятого в сфере мирового туризма, и в полтора раза – расходов населения на туристские поездки в мире [7]. Так параллельно с туристским бизнесом развивается бизнес гостиничных услуг. Индустрия гостеприимства также включает в себя и услуги предприятий общественного питания и услуги игровых комплексов. Все эти отрасли народного хозяйства любой страны дают огромное количество рабочих мест, поэтому точно оценить численность работников, занятых в этой сфере, сложно. Более того, реальную оценку затрудняет специфический характер труда и разнообразные связи между туристским сектором и другими секторами экономики.
     В настоящее время в мире индустрии туризма, по одним источникам, занят каждый пятнадцатый работник [8], по другим источникам – каждый десятый [9].
     По данным ВТО, в 2000 г. в мире в индустрии туризма было занято около 192 млн. чел. (8 % от общих показателей занятости).
     По другим данным, в 2000 году в мире индустрии туризма было занято более 210 млн человек [10]. При этом, по экспертным оценкам В. Г. Гуляева [11], на одного работника, занятого в туристской отрасли, приходится 1,5 чел., занятых в сопутствующих отраслях (торговле, бытовом обслуживании, связи, страховании и др.). По статистике ВТО, более половины занятых в данной отрасли работают в сфере гостиничного хозяйства. В гостиничном бизнесе средний показатель занятости составляет в среднем 3 человека обслуживающего персонала на 10 чел. туристов (от 2 до 5 чел., в зависимости от категории гостиницы: чем выше уровень гостиницы, тем больше трудозатраты). Значительную часть трудовых ресурсов в туризме поглощают также ресторанное хозяйство, транспортные предприятия, туроператоры и турагенты.
     Согласно данным Международного Бюро Труда, в 2001 году приблизительно 200 млн. человек работало во всем мире в сфере туризма и половина из них работала в гостиничной индустрии [12]. Однако эта пропорция различна для разных стран. В развивающихся странах число работников, занятых в гостиничном хозяйстве, очень велико, поскольку труд там дешевый, гостиницы строятся в отдаленных местностях и требуют большей технической оснащенности. Таким образом, показатель численности людей при обслуживании одного номера в этих странах примерно составляет от 1,6 (в Кении) до 1,8 (на Сейшельских островах). Количество вновь создаваемых рабочих мест в гостиничной индустрии в целом очень велико, но в то же время – сильно зависит от категории открывающихся гостиниц, которые, в свою очередь, зависят от инвестиций в них [13].
     В гостиницах пятизвездной категории на обслуживании 1200 чел. бывает занято свыше 600 чел. работников. На круизных судах на 5000 пассажиров приходится 1200–1500 членов туристского экипажа, начиная с матросов, заканчивая аниматорами и инструкторами по туризму. По данным ВТО, обслуживание одного иностранного туриста в стране его пребывания генерирует в совокупности около 9 рабочих мест.
     Показатель занятости в туристской отрасли в различных странах колеблется в широких пределах. Причем в развивающихся странах в секторе туризма создается больше новых рабочих мест, чем в других отраслях экономики, а в некоторых из них, где туризм – основной источник дохода, более 50 % трудоспособного населения вовлечено в деятельность, прямо или косвенно связанную с туризмом в определенное время года. В отличие от развивающихся стран, в крупных индустриальных развитых странах в туристской отрасли работает только 5 % трудоспособного населения [14]. Например, в странах Европейского союза каждое седьмое рабочее место связано с туризмом, в Восточной Европе – каждое двенадцатое.
     В 2000 году в США в туризме было задействовано 6,6 млн прямых и 8,9 млн косвенных рабочих мест. Объем дохода от туризма здесь достигал около 80 млрд долл. в год. В Германии в индустрии туризма было занято 2,3 млн человек (10 % общей занятости), что эквивалентно числу рабочих мест в машиностроении, сталеплавильной отрасли и торговли. В Швейцарии число занятых в туризме составляло на тот же период около 300 тыс. человек, или 8,2 % всех работающих; в Испании – 1млн 400 тыс. человек, или 9,1 % в общей занятости [15].
     Оценка и прогнозирование состояния российского рынка трудовых туристских ресурсов и развития туристской отрасли сдерживается дефицитом соответствующей достоверной базовой статистической информации. Долгое время она представляла собой разрозненные данные по отдельным секторам туристской отрасли, либо включалась в общие данные по статьям: транспорт и связь, жилищно-коммунальные услуги, общественное питание и торговля. Например: доля торговли и ресторанного бизнеса в структуре ВВП России в 1992 году составляла 34,6 %, затем она начала стремительно снижаться и достигла 19,4 % в 1996 году. В 1999 году мы можем вновь наблюдать ее рост – 26,9 %. Жилищно-коммунальные услуги в структуре ВВП составляли в 1992 году 1,2 %, в 1997 году – 6,9 %, в 1999 – 4,7 % [16].
     В настоящее время российские статистические органы продолжают собирать сведения о занятости в соответствии с Общесоюзным классифи¬катором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). ОКОНХ был введен в действие в 1976 году, и к 2001 году в него были внесены 24 поправки. Однако все эти изменения не носили принципиального характера и ограничивались рамками одного сектора (сельского хозяйства, промышленности или услуг) [17].
     Госкомстат России практически не публикует сведения об оценке занятости в туризме или не обладает ими. Если они и появляются в его официальных изданиях, то эпизодически и с двух-трехлетним опозданием. Поэтому до сих пор нет официальных оперативных сведений о количестве туристских предприятий, численности их персонала, структуре кадрового потенциала, уровнях образования и квалификации и т.д.
     Некоторые сведения о результатах социологических исследований, экспертных оценок, косвенных расчетов и др. публикуются в научных журналах и иных средствах информации, но не официально и не систематически.
     В России расчетная занятость на туристских предприятиях по организации путешествий, экскурсий и предприятий размещения на 1999 год составляла 228,9 тыс. человек, из них на фирмах-организаторах туризма – 127,5 тыс. человек и предприятиях размещения – 101,4 тыс. человек [18].
     Занятость на предприятиях размещения, в том числе по формам собственности, на 2000 год представлена в табл. 2 [19].


     Расчетная численность работающих в туристских фирмах и на предприятиях размещения составляла соответственно 55,7 % и 44,3 %.
     В России 87 % туристских фирм имеют численность персонала до 10 человек, в том числе: 12 % - численность 1 – 2 человека; 34 % - 3 – 4; 41 % – 5 – 10 человек . Данная численность по зарубежной классификации адекватна численности макропредприятий, по отечественной – численности малых предприятий и индивидуальному предпринимательству. Фирмы численностью от 10 человек и более составляют 13 %, в том числе: 9 % - численностью персонала 11 – 30 человек и 4 % - численностью более 30 человек. Средние предприятия (свыше 100 человек) здесь занимают только 1,5 %. К началу 2000 года среднегодовая численность персонала туристских фирм по организации туризма (турагентства, туроператорские компании, экскурсионные бюро) составляла 9,1 человека [21].
     Ежегодно растет число создаваемых фирм-организаторов туризма: если в 2002 году количество зарегистрированных в России турфирм составляло 4094 туроператоров и 5763 турагентства, то в 2005 году их уже насчитывалось соответственно 8636 и 12560 [22]. Следовательно, растет и занятость. Тенденцией последних лет является увеличение численности и создание многопрофильных туристских объединений.
     В общей численности населения, занятого в экономике страны (64,3 млн человек) [23], удельный вес прямой занятости в туристской отрасли составлял в 2000 году лишь 0,4 %, с учетом еще косвенной занятости (900 тыс. человек, по расчетам М. М. Маринина) удельный вес занятых составил 1,4 %. Однозначно можно отметить, что независимо от уровня развития страны туризм создает значительное количество рабочих мест.
     В 2005 году, по заявлению президента Всемирного совета туризма и путешествий (World Travel & Tourism Council) Жан-Клода Баумгартена, индустрия туризма создала во всем мире более 200 млн. рабочих мест и произвела свыше 10% глобального валового внутреннего продукта [24]. Он также отметил, что «туризм оказывает сильное влияние на экономику многих стран и на их население, способствуя положительным социальным изменениям и устойчивому развитию».
     WTTC не использует в своих расчетах данные туроператоров и опирается на статистику ООН, Мирового Банка и МВФ. В итоге участники туристского рынка могут получить независимые оценки этого сектора. Ценность такого подхода заключается в попытке оценить рынок в более широкой – экономической перспективе. России в исследованиях WTTC отведено особое место. Эксперты совета считают, что российский туристский рынок будет бурно развиваться, переживет в ближайшие десять лет инвестиционный бум и войдет в тройку мировых лидеров по инвестициям в туротрасль. Более того, «у России есть все шансы стать новой туристской Меккой» [25].
     По оценкам специалистов, в мире в сфере туризма и смежных с ним отраслей занято сегодня более 221 млн человек – 8,3 % экономически активного населения. К 2015 году этот показатель вырастет почти до 270 млн рабочих мест – 8,9 % от общего числа занятых.
     В индустрии туризма в настоящее время занят каждый десятый работник в мире. В некоторых странах роль международного туризма в обеспечении занятости населения еще более значима. Так, на Сейшельских островах в секторе туризма работают 44,1 % от общего числа занятых в национальной экономике, на Виргинских островах – 38,3 %, на Багамских – более 25 %, на Мальте – более 20 %, на Барбадосе – 20,3 %.
     Приведенные данные свидетельствуют о высокой степени прямой занятости в сфере отдыха и путешествий – гостиничном хозяйстве, турагентском и туроператорском секторах, органах управления туризмом, общественных туристских организациях, а также курортном хозяйстве. Вторичная (косвенная) занятость в других секторах экономики – торговле, строительстве, сельском хозяйстве и прочих, - генерируемая туризмом, в несколько раз выше.
     По этому показателю с большим отрывом лидирует Китай, где в туристскую отрасль с учетом косвенного влияния вовлечены 64625 тыс. человек. А к 2015 году эти цифры достигнут 78593 тыс. человек. На втором месте – Индия, где в сфере туризма заняты 24265 тыс. человек, на третьем – США (16820 тыс. человек). Россия на седьмом месте – в туриндустрии заняты 5250 тыс. человек, а в 2015 году прогнозируется 6463 тыс [26].
     Согласно результатам исследования, представленного на заседании WTTC, прошедшего в рамках выставки BTI в Берлине, мировая туриндустрия в 2005 году выросла на 5,7% по сравнению с предыдущим годом. Компания Oxford Economic Forecasting подготовила прогноз для индустрии туризма на 2006-2007 гг. В 2006 году ожидается 4,6-процентный рост – до $6,5 трлн. В ближайшие 10 лет ежегодный прирост индустрии будет составлять 4,2%.
     Согласно этому же прогнозу, в 2006 году туриндустрия предоставит около 10 млн. новых рабочих мест по всему миру, общее число рабочих мест в туристическом секторе достигнет 243,3 млн., составив около 8,7% от общего числа рабочих мест [27]. В течение ближайшего десятилетия прогнозируется положительная динамика туристского сектора: ежегодный спрос на туристские услуги в период с 2005 по 2015 годы будет увеличиваться на 4,6 %. К 2015 году вклад международного туризма в мировую экономику достигнет 10678,5 млрд долл., число занятых в туристском секторе ежегодно будет увеличиваться на 1,4 % [28].
     21 марта 2006 года в Москве по инициативе Всемирного совета по туризму и путешествиям совместно с Федеральным агентством по туризму была организована презентация результатов исследования «Российская Федерация. Влияние туризма на рынок труда и экономику». Исследование WTTC рассматривает нынешнее состояние туристической отрасли России и прогнозирует ее влияние на экономику страны, долю туризма в ВВП и на рынке труда в 2006 и в последующие 10 лет. Исследование также предлагает правительству и лидерам индустрии туризма ряд стратегических мер, цель которых – реализация потенциала индустрии туризма, а также показывает, что туризм может стать катализатором значительных социальных и экономически выгодных изменений в России [29].
     Однако, помимо количественного оценки воздействия туризма на занятость, важно проводить и качественный анализ. В этой связи необходимо учитывать природу занятости в индустрии гостеприимства, создающую основные особенности характера труда и структуры занятости: неполная занятость, сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки и др. Большую проблему в секторе гостиничного и ресторанного обслуживания всегда представляла гибкость, маневренность труда. Доля низкооплачиваемых, частично занятых и временных работников по сравнению с другими секторами здесь очень высока, и здесь быстрее растет тенденция к нерегулярному рабочему времени, недостатку работы и надежности доходов.
     Сезонность туризма ведет к сезонному характеру занятости работников туристской индустрии. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны.
     С одной стороны, туризм порождает неравномерное распределение рабочего времени (сверхурочные в туристский сезон и недостаточная загруженность рабочих в межсезонье) и, как следствие, значительный удельный вес занятости неполный рабочий день и текучесть кадров. Администрации отелей и других предприятий сферы туристского сервиса постоянно должны уделять внимание сокращению текучести рабочей силы и улучшению общей атмосферы в трудовом коллективе [30], поскольку принятая система управления и контроля (особенно система контроля за издержками), уровень предоставляемых услуг, а также трудовые отношения влияют на экономические показатели предприятия.
     Характерная черта использования трудовых ресурсов в рекреационной сфере – широкое распространение частичной занятости [31]. В секторе туризма (вне зависимости от существующей правовой ситуации) практически присутствует группа людей, занятых неполный рабочий день, а также нанимаемых на сезонную или разовую работу с низким либо очень низким уровнем оплаты труда. Также присутствует и другая группа работников, состоящая из высококвалифицированного персонала (менеджеры, руководители заграничных путешествий, специалисты по вычислительной технике), длительность рабочей недели которых может достигать в экстремальных ситуациях даже 70 часов. Их работа очень хорошо оплачивается, во многих случаях из нескольких источников.
     Доля не полностью занятых в гостиничном бизнесе (и в целом в индустрии отдыха) сотрудников в странах ОЭСР составляет 29-32 % всех занятых в этих отраслях в целом [32].
     Причины увеличения неполной занятости лежат на стороне как предложения рабочей силы, так и спроса на нее, причем последний фактор играет гораздо большую роль. Распространение неполной занятости со стороны спроса стимулируется вполне объективными причинами. Занятость в туристском секторе характеризуется высокой эластичностью рабочего времени [33]. Наряду с постоянными работниками для повышения эффективности производства требуется труд частично занятых, приглашаемых в пики производственной активности, для замены временно выбывших постоянных работников и т.д. Более того, для работодателей использование новых форм занятости означает ощутимую экономию на издержках на рабочую силу в силу более низкой заработной платы, а также меньшей социальной защищенности этой категории занятых. Особенно такой подход характерен для отелей, предприятий общественного питания, пассажирского транспорта и т.п. Несмотря на существующие издержки работы неполный рабочий день, существенная часть работников предъявляет спрос на эти нетрадиционные виды занятости. Популярность частичной занятости связана с тем, что она позволяет работникам сочетать карьеру с достижением других жизненных целей, в частности, с воспитанием детей, получением либо продолжением образования и т.д. В странах Западной Европы дилемма: дополнительный заработок - свободное время все чаще решается в пользу последнего.
     С другой стороны, сезонность туризма стимулирует многопрофильный характер рабочих мест, когда один и тот же работник выполняет разные функции в зависимости от сезонных особенностей.
     Для смягчения фактора сезонности в пиковые периоды применяется наем на работу жителей других населенных пунктов, студентов по договорам из учебных заведений других городов. Поэтому с этой точки зрения развитие туризма в целом и гостиничного бизнеса, в частности, способствует смягчению такого явления, как безработица. Сезонность турпродукта требует создания агентств сезонной работы и фирмы, специализирующиеся на привлечении сезонных рабочих в России, пока не могут гарантировать поставку качественных трудовых ресурсов, а ведь это дополнительный заработок для безработных и гарантия экономии для владельцев туристских средств. Издержки туристского производства (в частности, постоянные издержки) порой очень велики, особенно в России, где работают пока по старинке и слаба экономическая оснащенность кадровыми ресурсами [34]. Например, гость имеет право заказать себе ужин и, если ужин еще не подан в номер, отказаться от него. При этом повторный разогрев пищи недопустим, и ресторанная индустрия терпит убыток. Другой пример: спрос на услуги размещения возрастает в дни каникул, в выходные дни, летом и падает в зимний период, так как большинство туристов отдыхает в летние месяцы. Нанять профессиональный сезонный персонал в этот период, особенно в России, сложно; при этом требуется постоянно держать персонал для содержания в чистоте средств размещения [35].
     Однако излишнее привлечение сторонних трудовых ресурсов может привести к чрезмерному увеличению численности местного населения и, тем самым, – к увеличению давления на рекреацию. А на рекреации часто держится туристское предложение, поэтому этот процесс необходимо регулировать. Местным жителям работа предоставляется преимущественно постоянная. Возможность подработать в пиковые периоды для таких категорий жителей, как студенты, домохозяйки, – явление также положительное. Но большинство из них не имеют необходимого для работы в этой области образования. Возникает еще одна проблема – значительный удельный вес неквалифицированных работников (около 80 %).
     Так, по данным Всемирной конфедерации труда более 60% персонала, работающего в гостиничном хозяйстве и туризме Германии, не проходили формального обучения. В Австрии этот процент равен 50. В Канаде каждый третий, занятый в этой отрасли, имеет всего лишь образование средней школы [36].
     Отсутствие необходимых квалифицированных кадров на рынке (по историческим причинам) является одним из факторов, объясняющих неэффективную организацию труда. В США гостиничные сети могут справляться с сезонными потребностями в рабочей силе, обращаясь к имеющемуся резерву подготовленных работников. В таких странах, как Россия, где подобные резервы отсутствуют, для качественного обучения неопытного работника требуется много времени. Квалифицированная горничная может убрать на 60% больше номеров в день, чем неопытный стажер (55 и 35 номеров в день соответственно). В меньшей степени на повышенные потребности в сотрудниках влияет громоздкость и несовершенство бухгалтерских процедур и большая потребность в охранных услугах.
     В настоящее время в России уделяется большое внимание подготовке квалифицированных кадров для туристской отрасли [37]. В связи с этим Российским Союзом Туриндустрии особая роль отводится Центру Подготовки Кадров “Туриндустрия”, созданному в октябре 2002 года в структуре Гуманитарно-экономического и информационно-технологического института. Основным видом образовательной деятельности Центра являются краткосрочные курсы повышения профессиональной квалификации сотрудников туристической отрасли [38]. В марте 2006 г. в рамках Международной выставки «Интурмаркет 2006» (ITM)Федеральным агентством по туризму РФ и Федеральным агентством по образованию РФ при участии Института туризма и гостеприимства и Российского нового университета проводилась международная научно-практическая конференция «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». Конференция была организована для руководителей и преподавателей профильных учебных заведений страны с привлечением ведущих экспертов и руководителей учебных заведений европейских стран, а также представителей туристского, гостиничного и ресторанного бизнеса [39].
     Указанные особенности являются причиной непопулярности рабочих мест в туризме (особенно в гостиничном и ресторанном хозяйстве) среди населения высокоразвитых стран и вызывают необходимость привлечения иностранной рабочей силы, что, в свою очередь, нередко обостряет социальные и демографические противоречия. Согласно статистическим данным, в Европе в этой сфере в основном заняты иностранцы, например, во Франции и Германии их число составляет около 23 – 25 % [40]. В Испании в гостиничном бизнесе и сфере ухода за людьми иностранцы составляют 12 % от общего числа занятых в этой области, и с каждым годом эта цифра растет [41]. Привлечение иностранной рабочей силы, а также создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, благодаря привлечению иностранных инвестиций, может вызвать негодование у той части местного населения, которая не может найти подходящую работу или получает относительно маленькую заработную плату.
     В некоторых странах существуют ограничения для найма на работу иностранцев [42]. Это дает возможность местным кадрам продвигаться по службе.
     Помимо этого, характерной чертой туристской индустрии является преобладание женского труда. Статистика занятости показывает, что доля женщин в индустрии гостиничного хозяйства и в целом в туризме превышает 50 % [43]. В российском гостиничном и ресторанном бизнесе (который считается традиционно «женской» отраслью) удельный вес женщин колеблется от 60 до 85 % [44].
     Еще одна специфическая особенность занятости в указанной сфере – увеличение количества нелегально работающего персонала. Например, по данным министерства финансов Германии, нелегальная занятость широко распространена в гостиничном и ресторанном секторе, где в ходе контрольных рейдов каждом четвертом случае подтверждались подозрения, что проверяемое лицо работает в обход германского законодательства [45].
     В России в летний период в приморских населенных пунктах Краснодарского края наблюдается всплеск такого вида сервиса, как сдача жилья отдыхающим и туристам. К нему тесно привязана сфера торговли, общественного питания и индустрия отдыха и развлечений. Подобный бизнес «процветает» во многих административных районах и населенных пунктах, дает заработок людям разных профессий и социальных позиций. Многие местные жители успешно сочетают данный вид бизнеса с основной работой. Кроме того, курортный сезон обеспечивает работой большое количество трудовых мигрантов из различных регионов России [46]. В Краснодарском крае достаточно развита система размещения туристов, в которую входят несколько десятков отелей и гостиниц, сотни туристских баз. Однако примерно 80 % объектов сферы туризма строились еще в советские времена, причем даже тогда они не удовлетворяли весь потенциальный спрос, поэтому получил широкое распространение частный сектор и, следовательно, возросло число самозанятых. Обычно этот бизнес носит семейный характер, масштабы его невелики; иногда в семейном бизнесе могут быть заняты не только родители и дети, проживающие совместно, но и родственники «второго» круга. Многие предприниматели используют наемный труд охранников, горничных, поваров и др., являясь мелкими работодателями. Зачастую, чтобы сэкономить на налогах, они не оформляют своих работников [47]. Последние, как правило, являются нелегальными мигрантами из стран СНГ.
     В настоящее время можно отметить следующие основные тенденции развития рынка труда в туристской индустрии.
     Роль персонала на предприятиях туристской индустрии особенно возрастает, так как здесь основным товаром является услуга, а качество туристских услуг непосредственно зависит от профессионализма и качества работы сотрудников. Современный рынок труда индустрии туризма активно пополняется новыми кадрами. Развитие современных технологий требует от специалистов, занятых в этой отрасли, новых умений и знаний, а также создает новые, ранее не существовавшие рабочие позиции. Успех и процветание предприятий во многом определяется интеллектуальным потенциалом предприятия, качественным составом сотрудников, что, как правило, связано не только с их квалификацией, но и с тем энтузиазмом, самоотдачей, творческим подходом, с которым они выполняют свои обязанности. Для того чтобы отель сегодня был конкурентоспособным, ему требуются не только хорошо вышколенные служащие службы приема, горничные и повара, но и грамотные управляющие, финансовые аналитики, специалисты по денежным потокам и инспекторы качества. Кроме того, потенциал для продвижения по карьерной лестнице на предприятиях индустрии гостеприимства выше, чем на других. Перспективы карьерного роста для менеджеров гостиниц выглядят весьма многообещающе. Ежегодно коэффициент занятости номерного фонда, к примеру, североамериканских гостиниц возрастает на 3,6 % [48]. В связи с этим возникает потребность в новых кадрах на управленческие должности разного уровня.
     Количество рабочих мест в туризме растет в 1,5 раза быстрее, чем в любом другом секторе экономики. Каждые 2,5 секунды в сфере туризма создается новое рабочее место. Увеличение количества вакансий будет продолжаться быстрыми темпами и дальше. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в 2006 г. количество рабочих мест на мировом туристском рынке составит более 220 млн., а в последующие 10 лет вырастет еще на 50 млн. вакансий.
     В туристской индустрии стран Европейского Союза занято 65 % всего работающего населения. Как считают специалисты Всемирной конфедерации труда, к концу 2010 г. возникнет потребность в дополнительных трудовых ресурсах от 2,2 до 3,3 млн. человек и число работающих в индустрии гостеприимства достигнет не менее 251,6 млн. человек, а ежегодное увеличение числа рабочих мест в туристской индустрии составит от 1 до 1,5 % [49].
     Поэтому в условиях постиндустриальной экономики с каждым годом этому сектору требуется все больше мотивированного персонала, способного взаимодействовать с различными людьми на высокопрофессиональном уровне.


    Источники и литература

  1. Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. Предисловие к русскому изданию 1999 года. С. СХ.
  2. Медведев В. А. Перед вызовами постиндустриализма: Взгляд на прошлое, настоящее и бу-дущее экономики России. – М., 2003. С. 224.
  3. Длин Н. А. Россия и мировое сообщество: Запад и Восток. М., Институт востоковедения РАН, 2001. С. 12.
  4. Бреев Б., Нанавян А. Рост занятости в сфере услуг и проблемы подготовки кадров // Общест-во и экономика, № 11-12, 2000. С. 119 – 120.
  5. Лукьянова А. Л. Переход к постиндустриальному обществу? Исследование занятости в сер-висном секторе экономики России. – М.: EERC, 2003. С. 7.
  6. http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=721371
  7. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. проф. А. Д. Чудновского. М., 1998.
  8. См.: Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб.: Герда, 2000. – С. 25.
  9. См.: Азар В. И., Туманов С. Ю. Экономика туристского рынка. М.: ИПК госслужбы, 1998. С. 139.
  10. Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 219. Там же. С. 219 – 220.
  11. Социальная политика / Под общей ред. Н. А. Волгина. М.: Изд-во «Экзамен», 2002. С. 486.
  12. Папирян Г. А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. М., 2000. С. 86.
  13. Социальная политика. С. 486.
  14. Гуляев В. Г. Указ. соч. С. 220.
  15. Kuboniwa M. An analysis of expansion of the trade service sector in Russia // Модернизация экономики России: Социальный контекст: В 4 кн. / Отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. Кн. 1. С. 327.
  16. Лукьянова А. Л. Указ. соч. С. 14 – 15.
  17. Гуляев В. Г. Указ. соч. С. 222.
  18. Госкомстат, 2000.
  19. Гуляев В. Г. Указ. соч. С. 228.
  20. Там же. С. 229.
  21. Источник: Федеральное Агентство по Туризму.
  22. Госкомстат, 2000.
  23. Туризм дает работу миллионам // RATA-news. 23 января 2006 г. http://www.ratanews.ru/news/news_23012006_23.stm
  24. Елеева З. У России все шансы стать новой туристской Меккой: Тенденции развития между-народного туризма в 2005 – 2015 гг. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 9, 2005. С. 16.
  25. Елеева З. Указ соч. С. 19.
  26. Мировой туризм растет, несмотря ни на что // RATA-news. № 1478 от 10.03.2006.
  27. Елеева З. Указ. соч. С. 17.
  28. http://www.ratanews.ru/news/news_16032006_2.stm
  29. Филипповский Е. Е., Шмарова Л. В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 35.
  30. Волков Ю. Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. Р.-на-Д.: Феникс, 2004. С. 26.
  31. Employment Outlook OECD. Paris: OECD, 1998. р. 164
  32. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой: Пер с польск. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 79.
  33. Проурзин Л. Ю. Туризм как экономический приоритет. М.: Новый Век, 2003. С. 73.
  34. Проурзин Л. Ю. Указ. соч. С. 127 – 128.
  35. http://businesslearning.ru/article.asp?aid=183
  36. См.: Титова Е. А. Туристское образование в России: проблемы и перспективы // Туризм и культурное наследие: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. Вып. 3.
  37. www.tourindustry.ru
  38. Где найти кадры для туризма. По материалам сайта http://ratanews.ru/
  39. Социальная политика. С. 486.
  40. http://ialm.msk.ru/razdel4.htm
  41. См.: Уокер Д. Введение в гостеприимство. М., 1999. С. 69.
  42. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М., 2005. С. 77.
  43. http://www.aif.kz/article.php?article_id=3862&PHPSESSID=c5ef1a62cb255ae8e1d03433990595
  44. Экономика Германии растет только в тени. По материалам сайта “dw-world.de”.
  45. Занятость населения в стихийной торговле и сервисе: экономико-социологическое исследо-вание / Под общей ред. С. В. Рязанцева; Ин-т социально-политический исследований РАН. М.: Наука, 2004. С. 48.
  46. См.: Занятость населения в стихийной торговле и сервисе. С. 71 – 80.
  47. Волков Ю. Ф. Законодательные основы гостиничного сервиса. Ростов-на-Дону, 2003. С. 226.
  48. Волков Ю. Ф. Технология гостиничного обслуживания. Ростов-на-Дону, 2003. С. 18 – 19.

Hosted by uCoz